Социальные медиа как платформа для онлайн образования

Ю.Ю. Травкина

Ссылка для цитирования: Травкина Ю.Ю. Социальные медиа как платформа для онлайн образования // Журнал e-Learning World, N2, 2010.

В процессе своего дипломного исследования на тему «Методические рекомендации по использованию интернет-сервисов для организации и проведения дистанционного обучения» основное внимание я уделяла проблеме использования социальных медиа в дистанционном образовательном процессе. Под социальными медиа понимаются сервисы Web 2.0, предполагающие активное взаимодействие пользователей. К их числу относятся как сервисы для обмена и совместной работы над мультимедиа объектами, так и социальные сети, направленные исключительно на общение.

Путем наблюдения, живого и сетевого общения с педагогами и пользователями социальных медиа было обнаружено следующее противоречие: некоторые педагоги являются активными пользователями социальных сетей, но они не воспринимают их как серьезное средство обучения. За неформальным общением и развлекающей составляющей социальных сетей они не готовы увидеть большие возможности, которые раскрывают данные сервисы для педагогической деятельности.

Наиболее интересным для меня конкретным примером использования социальных медиа в онлайн образовании является дистанционное обучение на базе социальных сервисов Web 2.0, а именнно - социальной сети. Социальные сети удобны тем, что наиболее крупные из них (Одноклассники, ВКонтакте) ориентированы на учащуюся аудиторию, охватывают большое количество людей и располагают всеми необходимыми для организации дистанционного обучения средствами. Другой вопрос, как использовать данные социальные медиа в образовательном процессе.

Была рассмотрена наиболее популярная в среде российской молодежи социальная сеть ВКонтакте и проанализированы с точки зрения образовательных возможностей следующие ее инструменты: группы, фотоальбомы, видео, аудио и заметки. Остановимся на первом из них.

Группы или так называемые сообщества внутри социальной сети. Как это выглядит? Большинство созданных групп, ассоциируемых со школами (классами) или высшими учебными заведениями (курсами), создается самими же учащимися и в основном ориентированы на поиск одноклассников и однокурсников, а также неформальное общение и помощь в решении заданий. Как их использовать? Создать учебную группу и начать с размещения дидактических и методических материалов внутри группы по предметам и курсам с помощью встроенной Вики-системы. То есть сделать своеобразный интернет-сайт внутри социальной сети, наполненный учебной информацией. Открыть обсуждения (встроенный форум внутри групп) по учебным вопросам (решение олимпиадных задач, обсуждение литературных произведений, творческих проектов, долгосрочных заданий). Обсуждения в группах – основа обратной связи с педагогом-фасилитатором, поддерживающим дистанционный образовательный процесс и взаимодействия с другими учащимися. Методика использования обсуждений в группе заключается в следующем. Создается обсуждение, в котором приводится формулировка творческого задания. Далее участникам образовательного процесса предлагается опубликовать свои решения, опирающиеся на материалы из Вики-системы группы, с последующей коллективной дискуссией. При надлежащей формулировке творческих заданий работа в таком режиме стимулирует участников к самостоятельному и коллективному поиску и анализу требуемой информации в сети (Вики-система группы, дополнительные рекомендуемые в курсе электронные ресурсы, поисковые машины), а также свободному обмену мнениями, критическому анализу предлагаемых решений и источников.

Примечательно, что большинство популярных сервисов Web 2.0, обладая многомиллионной аудиторией, содержат так называемые социальные функции, например, обратная связь с автором опубликованного мультимедиа объекта с помощью личных сообщений. Социальные функции позволяют устанавливать связи между пользователями, а также материалами, которые они создают (в том числе и совместными усилиями). Если рассматривать эти функции с точки зрения теории обучения, то мы имеем дело с так называемой сетевой моделью, которую впервые описал Иван Иллич в своей работе «Общество без школ» (70-е г. XX в.). Иллич говорил о фабричном обучении, утверждая что знание о предмете формируется группой учащихся, которые исследуют предмет и общаются между собой. В наше время его идеи находят место и перекликаются с теорией обучения коннективизмом, разработанной канадскими учеными Джорджем Сименсов и Стивеном Даунсом. В рамках данной теории обучение описывается как процесс становления сети. Опираясь на неё я ввела модель, позволяющую объединить и рассматривать в совокупности различные социальные сервисы Web 2.0. Центральное место в этой модели занимает социальная сеть, то есть интернет-сервис, в котором социальные функции являются основными. Социальная сеть есть среда, в которой устанавливаются связи между пользователями, пользователями и мультимедиа-объектами в интернет-сервисах. Другими словами, узлами сети являются различные мультимедиа-объекты, размещаемые в интернет-сервисах, а установление связей происходит в инфраструктуре социальной сети.

В рамках дипломного исследования была предпринята попытка построения собственного дистанционного курса на основе приведенной модели в инфраструктуре социальной сети ВКонтакте. Я разработала методику и спроектировала содержание курса.

Прообразом курса стали курсы онлайн университета Peer 2 Peer University, в рамках которого реализуется горизонтальная модель обучения, т.е. обучение по схеме «равный-равному», когда особая роль отводится взаимодействию между самими учащимися. Педагог в этом случае создает все условия, способствующие развитию учащихся (то есть является фасилитатором), а также выступает в роли эксперта, оценивающего их прогресс.

Реализация Peer 2 Peer University существенно отличается от реализации традиционных систем дистанционного обучения, поскольку все материалы курсов содержатся в Интернет в виде открытых образовательных ресурсов, поиском и опосредованием которых занимаются сами участники курсов, а в рамках Peer 2 Peer University осуществляется планирование, обсуждение и экспертная оценка их работы.

Авторская реализация в свою очередь идет дальше, используя социальную сеть в качестве основы. Проект под названием «Образовариум» представляет собой одну из форм организации онлайн образования, основанную на осуществляемом в инфраструктуре социальной сети ВКонтакте активном взаимодействии учащихся, при котором материалы учебно-методических комплексов отдельных курсов распределены между самой социальной сетью и общедоступными социальными сервисами Web 2.0.

В проекте Образовариума осуществляется тесная интеграция встроенных средств социальной сети и общедоступных интернет-сервисов. Сам Образовариум представляет собой пользовательскую группу, участники которой активно используют встроенную вики-систему, обсуждения и д.р. средства ВКонтакте для организации продуктивного взаимодействия.

Ценность описанной формы организации ДО заключается в том, что в рамках Образовариума могут быть организованы курсы непосредственно связанные со школьной программой. Например, продолжительное коллективное задание для учащихся, творческий проект, рассчитанный на четверть или полугодие, может быть запущен в форме курса Образовариума.

Мною дважды предпринималась попытка апробации данного курса, однако ввиду отсутствия поддержки со стороны кафедры, а затем отсутствия финансирования проекта провести онлайн курс не удалось. Будущая работа направлена на пересмотр содержания курса, его апробацию и последующую публикацию результатов.