Роль Православия в реализации концепции непрерывного образования в России

И.Ю. Травкин, iwannt@gmail.com
старший преподаватель кафедры математики Факультета математики, физики и информатики СахГУ, член Ассоциации Православных учителей Сахалинской области, г. Южно-Сахалинск

Январь, 2012. CC BY-ND 3.0

Финальный черновик тезисов к докладу. Публикация: Травкин И.Ю. Роль Православия в реализации концепции непрерывного образования в России [Текст] // Материалы конференции «Сахалинские Рождественские образовательные чтения — 2012». — Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2012. С. 153-156.

Концепция непрерывного образования, возникшая и начавшая развиваться во второй половине XX в., провозглашает учебную деятельность человека неотъемлемой частью его жизни, независимо от возраста. Основной целью института образования становится пожизненное обогащение творческого потенциала гражданина. Последнее утверждение указывает на один из главных ориентиров модернизации профессионального образования в России. Сегодня в рамках проблематики непрерывного образования следует также обратить внимание на возникновении нового измерения в образовании подрастающего поколения. Речь идет как о стихийном, так и об организованном онлайн-образовании, которое предполагает самостоятельный выбор обучающимся учебной траектории и существует параллельно с государственной системой образования.

Конечной целью обучения, которая становится особенно очевидной в связи с развитием концепции непрерывного образования, является самоустранение (И. Я. Лернер, В. И. Загвязинский). Задача обучающего — научить учиться самостоятельно. Однако самообучение является лишь одной из компонент целевого вектора непрерывного образования; самовоспитание — не менее значимая его составляющая, которой сегодня уделяется недостаточное внимание.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 год (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) в рамках мероприятия по распространению современных моделей социализации детей предполагает распространение инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих «формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества» [1]. К сожалению, это единственное в данной концепции «предположение» касательно воспитательной составляющей не дает понять, что именно скрывается за формулировкой «инновационные воспитательные модели».

Заметим, что проблема воспитания в отечественной системе образовании возникла и существует достаточно давно. В 1967 г. авторы коллективной монографии «Общие основы педагогики» писали, что в воспитательной деятельности семьи и школы нет целенаправленной педагогической работы, и что лишь хорошо осознанная цель может дать воспитательной работе верное направление, в то время, как в существующей практике воспитательной цели нет, «над ней и не задумываются, "воспитывают" как придется» [2, с. 128]. Цитируя указанную работу, В. П. Беспалько писал в 1989 г., что работа в данном направлении не проводилась и в последующие годы, и что «учебно-воспитательный процесс осуществляется, как это ни парадоксально, без четкой постановки цели и без объективного учета его результатов» [3, с. 31]. Данную цитату можно смело назвать эпиграфом и к последнему десятилетию отечественной системы образования в XX веке.

Призыв к построению достойной гражданина системы ценностей, звучащий сегодня из уст Патриарха Русской Православной Церкви, есть ни что иное, как указание на необходимость сформулировать адекватные цели воспитания и самовоспитания, чтобы наконец следовать им. Это слово звучит от Патриарха не случайно, поскольку Русская Православная Церковь — хранительница уникального опыта.

Православная религия имеет фундаментальное значение в контексте реализации концепции непрерывного образования в современной России. Зафиксированный в специальной литературе опыт большого числа подвижников Русской Православной Церкви представляет собой обширный материал, из которого можно выделить как цели воспитания, адекватные традиционным ценностям и отвечающие при этом современным задачам развития Российского общества, так и сами средства достижения указанных целей.

Как известно, цели в системе образования могут быть заданы посредством анализа системы критериальных задач, т. е. системы таких задач, которые обучающимся придется решать в ходе своей последующей самостоятельной жизни. В том случае, когда речь идет о воспитании гражданина, эти задачи, отражающие в себе аспектные проблемы существующей системы ценностей, могут быть сформулированы на основе анализа опыта подвижников, тщательно фиксируемого и передаваемого Русской Православной Церковью на протяжении многих веков. При этом в процессе формулирования и последующего анализа критериальных задач, должны быть охарактеризованы средства их решения, т. е. конечной целью построения системы данных задач является выявление ориентировочной основы обобщенных способов действия в сложных ситуациях, связанных с нравственным выбором. Усвоение обучающимися такой ориентировочной основы и представляет собой главную цель воспитания гражданина.

Чтобы достичь обозначенной выше цели воспитания, необходимо использовать определенные средства. Учебные задачи являются основным и наиболее важным средством усвоения ориентировочной основы обобщенных способов действия. И здесь также уместно обратиться к подвижническому опыту, поскольку принятая Церковью форма его фиксации предполагает последовательное описание множества самых различных случаев из жизни святых. Сами эти случаи или ситуаций, связанные с нравственным выбором и носящие выраженный проблемный характер, в совокупности являют собой обширную библиотеку уникальных учебных задач — подробно решенных воспитательных кейсов. Уникальность таких «святоотеческих кейсов» заключается в том, что помимо описания внешней стороны каждой конкретной ситуации, они содержат подробную рефлексию, раскрывающую мотивы подвижников и их внутренний диалог с собственной совестью.

Рассмотрим пример. Современный пользователь сети Интернет, поглощая возрастающие объемы информации, постоянно узнает нечто новое. При этом мы постепенно приближаемся к пониманию того, как следует осуществлять непрерывное обучение в контексте быстрого развития информационно-коммуникационных технологий, однако вопросы, связанные с воспитанием в таких условиях, приобретают характер нарастающей проблемы.

Почему в русском секторе Интернет столько нецензурной лексики? Разве наши граждане в реальной жизни позволяют себе высказываться подобным образом во всеуслышание? Почему так много порнографии, доступной детям? Сетевая культура быстро становится частью популярной культуры и проецируется на общественную жизнь. Особенно восприимчиво к такому проецированию подрастающее поколение граждан. Если теперь спросить среднестатистического учителя о том, какую воспитательную работу можно было бы противопоставить обозначенной проблеме качества контента в русском секторе Интернет, он предложит либо ограничить доступ к сети, либо вовсе разведет руками, сказав, что сфера его ответственности за воспитуемого ограничена лишь временем пребывания обучающихся в школе.

В свою очередь, даже поверхностный анализ «святоотеческих кейсов» позволяет выделить очень простую ориентировочную основу, необходимую для формирования у подростков культуры обращения с информацией в социальных сетях: «не делись в сети тем контентом, который может задеть чувства или дурно повлиять на другого человека». На практике эта свернутая формулировка означает, например, следующее:

Усвоив изложенную ориентировочную основу, подросток будет знать, какими соображениями следует руководствоваться, когда в очередной раз встанет выбор: кликнуть «рассказать друзьям» или же не делать этого. Однако мы ничего не сказали о той системе учебных задач, которая предназначена для усвоения ориентировочной основы. Составление таких задач требует более глубокого анализа «святоотеческих кейсов», отыскания среди них подходящих ситуаций и последующего их перенесения в современный контекст. Здесь мы видим обширную проблематику для будущей научно-методической работы.

Таким образом, роль Православия в реализации концепции непрерывного образования в современной России заключается в его воспитательном потенциале, методическом обеспечении воспитательной компоненты целевого вектора непрерывного образования.

Литература:

[1] Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] // Федеральные инновационные площадки. Наша новая школа. 2011. URL: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html (дата обращения: 09.01.2012).

[2] Общие основы педагогики [Текст] / Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. — М.: Просвещение, 1967. — 391 с.

[3] Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.