Модель BYOD в контексте социального компьютинга
(тезисы)

И.Ю. Травкин, iwannt@gmail.com

Июнь, 2013. CC BY-ND 3.0

Опубликовано: Травкин И.Ю. Модель BYOD в контексте социального компьютинга [Текст] // Материалы Второй Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC-13), 20-21 июня 2013 года. Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. С. 274-276.

Автор предлагает рассматривать организационную модель BYOD (bring your own device, «принеси (используй) личное устройство») с точки зрения процессов интеграции персональных вычислительных мощностей в инфраструктуру организации (предприятие или учебное заведение), вследствие которых последняя приобретает черты социального компьютера. Под персональной вычислительной мощностью понимается совокупность личных устройств и осуществляемых с их помощью способов деятельности (овладение устройством).

Предлагаемый подход опирается на следующие предпосылки.

Социальный компьютер трактуется как гетерогенная вычислительная система, использующая мыслительные способности людей в сочетании с возможностями опосредованного сбора и анализа информации об окружающей их среде с целью решения проблем, выходящих за рамки текущих возможностей. Элементами социального компьютера являются люди и любые артефакты инструментальной среды (в т. ч. цифровые устройства и компьютерные сети). Под «программным обеспечением» понимаются: человеческий разум, системы социальных и правовых норм, компьютерное ПО (Giunchiglia & Robertson, 2010).

В контексте перехода к парадигме вездесущей компьютеризации (ubiquitous computing), обусловленной развитием мобильных технологий, облачных вычислений и Интернета вещей (Internet of things), на смену понятию мобильного устройства приходит понятие носимого (wearable) устройства: пользователь всегда имеет при себе устройство, которое становится индивидуальным интерфейсом доступа к вездесущей компьютерной инфраструктуре. При этом носимые устройства обладают собственными вычислительными ресурсами, позволяющими моделировать индивидуальный контекст пользователя, связанный с его личным опытом, а также выполнять задачи без подключения к инфраструктуре (например, из соображений безопасности).

Модель BYOD позволяет сотрудникам предприятия, а также участникам образовательного процесса школы или вуза использовать личные устройства для достижения целей организации. Включение персональной вычислительной мощности в инфраструктуру организации способствует возникновению дополнительного слабо регламентированного уровня, что делает возможными эмерджентные сценарии, характерные для социального компьютера. Например, эффективное (с т. з. решения поставленных задач) взаимодействие сотрудников вне корпоративных каналов, производство открытых образовательных ресурсов студентами вуза (самоорганизующаяся поддержка образовательного процесса).

В данном контексте можно сформулировать следующие интересные проблемы (в форме набросков).

1. Рассматриваемое понятие персональной вычислительной мощности учитывает владение навыками, необходимыми для реализации потенциала личных устройств. Это выдвигает на передний план проблему цифрового разрыва (digital divide) второго уровня: разница между теми, кто использует устройства на потребительском уровне, и теми, кто открывает новые (неожиданные) способы, решая творческие задачи. Возникает вопрос: какие ограничения это накладывает на эмерджентные сценарии, и можно ли компенсировать цифровой разрыв внутри организации, например, за счет механизмов социального обучения?

2. Может ли организация претендовать на все полезные результаты, производимые в рамках эмерджентных сценариев? Данный вопрос возникает в связи с тем, что устанавливаемые работодателем служебные обязанности не могут быть непосредственно отождествлены с «программой» социального компьютера, а, следовательно, и претензии на конкретный результат потребуют специального обоснования. Вопрос не снимается даже в тех случаях, когда результат имеет непосредственное отношение к задачам организации. Например, учебное пособие, составленное студентами на основе конспектов, записанных и переработанных ими лично.

3. Проблема распределения ответственности в тех случаях, когда выполнение эмерджентных сценариев тем или иным образом нарушает закон.

Литература

1. Giunchiglia, Fausto and Robertson, Dave (2010) The Social Computer: Combining Machine and Human Computation. URL: http://eprints.biblio.unitn.it/1851/ (дата обращения: 13.06.2013).