Внеурочное дистанционное взаимодействие в социальных сетях

Ю.Ю. Травкина, trajulka@gmail.com

2013, CC BY-ND 3.0

Текст доклада, представленного на Третьих педагогических чтениях «Деятельность педагогического коллектива в условиях ФГОС третьего поколения», Южно-Сахалинск: Сахалинский колледж искусств, 28 января 2013.

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не пишем длинные письма, ведь можно позвонить в любую точку мира и пообщаться в скайпе. Интернет уже не преподносится, как чудо света и не является роскошью. Мы по-прежнему используем его, как средство общения или поиска информации, но взаимодействие с интернетом не является односторонним. Теперь мы можем заявить о себе. Наше время – это эпоха социальных медиа. Социальные медиа – это интернет-сервисы, позволяющие пользователям размещать свою информацию (фотографии, статьи, видео, аудио и т.д.). Наши школьники, студенты – это дети, выросшие в данной культуре. Почти каждый школьник имеет дома интернет и зарегистрирован в социальных сетях, наиболее популярной из которых является ВКонтакте. И, чтобы не отставать от них, мы должны тоже приобщиться к этой культуре, но не следовать за ними, а вести их.

Педагог всегда и во всем должен оставаться примером для учащихся, поэтому, при регистрации в социальной сети нужно быть готовым к тому, что Вас найдут Ваши ученики и, в лучшем случае, пригласят в друзья, а в худшем, Вы даже об этом не узнаете. Во избежание подобной ситуации, можно сразу обозначить себя, как педагога и объяснить, как Вас найти. А для личного же общения необходимо иметь отдельную страницу, защищенную настройками приватности. С одной стороны, профиль должен быть живым (иначе он будет не интересен ученикам), с другой стороны, официальным (чтобы не уронить Ваш авторитет).

Несмотря на то, что в социальной сети педагог находится скорее на территории учащихся, нежели на своей, он может, так или иначе, влиять на то, что учащиеся пишут или читают. Добавление в друзья – это своего рода оказание доверия. Ведь далеко не все ученики хотят, чтобы преподаватели и учителя видели их странички. Поэтому не стоит слишком критично относиться к тому, как они ведут себя в сети. Но и молчать не стоит. Существует предостаточно групп, посвященных культуре речи и правилам правописания, Вы можете подписаться на одну из них и пригласить в эти группы детей, а можете на своей странице публиковать время от времени сообщения, пропагандирующие правописание. Даже если учащиеся не вступят в эти группы, они увидят Ваши сообщения в своей ленте.

Имея свою страницу в социальной сети, можно ненавязчиво предлагать учащимся к чтению те или иные статьи, как, непосредственно относящиеся к преподаваемому предмету, так и познавательные, расширяющие кругозор учеников, прививающие им те или иные ценности, или побуждающие к учебе, самообучению и развитию.

Профиль (личная страничка) в социальной сети позволяет педагогу быть «всегда на связи», делая общение доступным и не таким официальным, как если бы они обратились к Вам лично в стенах учебного заведения. С точки зрения психологии, некоторым учащимся проще обратиться к педагогу в социальной сети, чем при личном общение или в присутствии одноклассников.

Для организации учебной и внеучебной работы с учащимися, я зарегистрировала учебную группу в социальной сети ВКонтакте SakhCollArt. Сначала эта группа была предназначена для публикации заданий-заготовок для практических работ по информатике. Затем я обнаружила, что публикация презентаций в сети упрощает работу в классе, позволяет отказаться от внешних носителей иэкономит время. Впоследствии, было решено расширить тематику группы, добавив материалы по другим дисциплинам.

Простая технология вики позволяет создать в группе специальные разделы и наполнить их требуемой информацией. Разделы группы SakhCollArt посвящены дисциплинам, которые я преподаю, и содержит: описание дисциплины, скачиваемые учебные материалы (текстовые документы, презентации, лабораторные работы), формулировки заданий. Перед началом сессии в группе публикуются вопросы к зачетам и экзаменам.

Стена группы используется для публикаций оповещений, которые автоматически отображаются в новостной ленте учащихся.

Для публикации учебных материалов используются Документы ВКонтакте – внутренний сервис, являющийся хранилищем файлов. Тестирование учащихся осуществляется с помощью внешнего сервиса Формы Google.

Подводя итог, можно сказать, что присутствие педагога в социальных сетях позволяет: