Массовые открытые онлайн-курсы: американская модель и перспективы ее развития

И.Ю. Травкин, iwannt@gmail.com

Июль, 2013 (авторский черновик). CC BY-ND 3.0

Опубликовано: Травкин И.Ю. Массовые открытые онлайн-курсы: американская модель и перспективы ее развития [Электронный ресурс] // Networked Environments for Lifelong Learning. 03.01.2014. URL: http://nelll.ru/static/pubs/2014/xmoocs

1. Введение

Данное эссе посвящено американской модели массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и основано на личном опыте наблюдения и участия в развитии новых форм открытого образования. В качестве общего определения, охватывающего различные типы МООК, я использую следующее: дистанционные курсы с колоссальным числом одновременных слушателей (от нескольких тысяч и более), организуемые в сети Интернет для всех желающих и бесплатно.

Цель эссе — рассмотреть некоторые аспекты американской модели МООК и изложить аргументы, позволяющие связать перспективы ее развития с потенциальной экспансией американской системы высшего образования (секция 5). В эссе описывается процесс обучения на курсах проекта Coursera (секция 2), рассматриваются предшествовавшая и альтернативная формы открытого образования (секция 3), обсуждаются перспективы совершенствования дистанционного обучения на основе аналитики данных, производимых гигантскими выборками слушателей (секция 4). В предпоследней части я кратко рассматриваю возможность создания отечественного проекта и предлагаю тематику для массового курса на 100 000 слушателей.

2. Американская модель МООК

На сегодняшний день существуют две наиболее общие модели организации МООК: канадская (или коннективистская) и американская. Появившись позже, американские массовые курсы были организованы по принципу проектов-«стартапов», что позволило привлечь большие инвестиции, сотрудничать с ведущими университетами США и, в конечном итоге, сфокусировать на себе внимание международных СМИ. В результате именно американская модель МООК стала наиболее обсуждаемым трендом международной реформы высшего образования.

Основными проектами, реализующими и развивающими данную модель, являются Coursera1, edX2 и Udacity3. Далее я буду рассматривать преимущественно проект Coursera, что позволит мне обращаться к личному опыту слушателя.

Обучение на курсах проекта Coursera происходит следующим образом. Любой желающий может выбрать понравившийся курс из каталога и зарегистрироваться. Курс, как правило, длится от шести до двенадцати недель. С началом обучения слушатели получают доступ к специальному курсовому сайту со следующими разделами: «видео лекции», «тесты», «домашнее задание» (либо «лабораторная работа») и «форум». В дополнительных разделах находятся пояснения к учебной программе, ссылки на необходимое ПО, инструкции по выполнению домашней работы, краткая биография профессоров и прочее. В начале каждой недели открывается доступ к очередному разделу видео-лекций, а также предлагается тест, который необходимо выполнить к концу текущей недели. Домашнее задание может даваться реже и представляет собой более сложный тест или лабораторную работу, которые проверяются автоматически после отправки на сайт. На некоторых курсах домашнее задание представлено творческими проектами, предполагающими взаимную оценку самими слушателями (преподаватели проводят выборочную проверку). Индивидуальная успеваемость складывается из суммы баллов за выполненные задания. По окончанию курса предоставляется единственная платная услуга — приобретение сертификата; плата за само обучение не взимается.

Использование видео-лекций в качестве основного инструмента изложения является одним из объектов критики со стороны педагогов. Инновационная сторона выбранного подхода заключается в следующем. Лекции состоят из отдельных фрагментов длительностью до 20 минут и содержат элемент интерактивности: после обсуждения ключевого вопроса воспроизведение автоматически прерывается и слушателю предлагается небольшая задача. Некоторые фрагменты содержат сразу 2 или 3 задачи, которые можно рассматривать, как промежуточный обучающий контроль. Однако не всегда эта дидактическая идея воплощается в полной мере: большинство задач проверяют элементарную внимательность.

Слушателям МООК доступно общение на форуме, где приветствуется взаимопомощь, ведется обсуждение творческих проектов и сложных заданий без публикации конкретных указаний и готовых ответов. Главный способ защиты от списывания и плагиата — доверие, оказываемое студентам (в будущем, возможно, будет реализован более строгий контроль). На форуме есть также разделы для общения с профессорами и их ассистентами. Некоторые слушатели используют форум, чтобы найти «однокурсников» из своего города и организовать встречу для совместных занятий.

В целом подход таких проектов, как Coursera, edX и Udacity, заключается в воспроизведении формальной стороны вузовского образования. Многие массовые курсы являются адаптацией соответствующих университетских курсов (в рамках партнерства с вузами). При этом обсуждается возможность буквального или условного «зачета» по результатам успешного обучения, что создает почву для спекуляций на тему участи коммерческих вузов (в США платное высшее образование). При этом вопрос окупаемости самих проектов МООК остается открытым.

3. Истоки и альтернативы

Появлению американских курсов предшествовали канадские экспериментальные курсы, весьма отличающиеся от первых и основанные на оригинальной системе взглядов — коннективизме, объясняющем учебную деятельность в открытой образовательной среде (Интернет) с точки зрения формирования сетей различной природы (от семантических до социальных, опосредованных компьютерными интерфейсами)4.

Канадские исследователи дистанционного обучения Джорд Сименс, Стивен Даунс, Дэйв Кормье и другие пришли к идее отказа от вузовских виртуальных образовательных сред («изолированных систем») в пользу персональных учебных сред («открытых систем»), индивидуально выстраиваемых студентами на основе общедоступных сервисов Веб 2.0: сайтов-вики, блогов, RSS-агрегаторов, сервисов хранения закладок и т. п. Это, в свою очередь, потребовало нового подхода в организации дистанционного обучения. В результате было снято ограничение на количество слушателей, а процесс обучения стал напоминать участие в сетевом сообществе (чтобы «учиться на курсе», достаточно «следовать» за учебным сообществом). Смелый эксперимент привел к созданию дистанционных курсов, для обозначения которых был введен термин МООК (в первоначальном значении). Более подробное описание идей и принципов, лежащих в основе канадской модели можно найти, например, в работе К. Л. Бугайчука5.

Интересной альтернативой МООК является взаимное обучение в духе «равный — равному» (peer-to-peer), развиваемое проектом Peer 2 Peer University6. Это наиболее радикальная форма открытого образования, организуемого вне традиционных институтов. Общаясь через Интернет, небольшая группа единомышленников договариваются о цели и содержании обучения (формулируя их, например, в терминах задач, которые необходимо научиться решать), находят учебные материалы в свободном доступе и приступают к освоению составленной ими же программы. В группу могут входить преподаватели или эксперты-профессионалы. Такая самоорганизация стала возможной благодаря появлению открытых образовательных ресурсов вроде OpenCourseWare7 — подробных учебно-методических комплексов, публикуемых в открытом доступе.

Данная форма дистанционного обучения ближе всего к неформальному самообразованию, не предполагающему выдачу документов о повышении квалификации. Однако именно в ее рамках разрабатывается способ внеинституциональной аккредитации узкопрофессиональных компетенций — Open Badges (от англ. badge — значок, медаль). Например, освоив курс по программированию и выполнив специальное задание, можно получить «бейдж» (цифровой «значок»), свидетельствующий о приобретении соответствующих навыков. Полученный «бейдж» хранится в доверенной базе данных (гарантирующей подлинность) и представляет собой совокупность изображения (образ «значка») и описательных данных: ссылки на курс, квалификационное задание и критерии его оценки, эксперта или организацию, выдавших «бейдж», и другие сведения8.

4. Закон больших чисел

Колоссальное число слушателей американских МООК делает их привлекательными с точки зрения экспериментальной работы: число студентов, обучающихся на отдельном курсе, может варьироваться от тысяч, до нескольких десятков и даже сотен тысяч студентов из различных стран. Программное обеспечение, используемое для организации учебного процесса, позволяет отслеживать любые действия слушателей и заносить в базу данных. Каждый проведенный курс — это гигантский массив данных, которые могут быть использованы, например, для выявления типичных ошибок в решениях тестовых задач. На основе статистического анализа происходит доработка курса, чтобы как можно больше слушателей могли преодолеть возникающие трудности и завершить обучение9. В этом смысле американские МООК можно рассматривать как крупномасштабный эксперимент, направленный на поиск оптимальной реализации модели дистанционного образования «для всех».

Относительно недавно в западных исследованиях стало развиваться направление, посвященное инструментам наблюдения и анализа индивидуальных учебных траекторий на основе аналитики больших данных10. Ключевое понятие данной области — учебная аналитика (learning analytics), определяемая как «измерение, сбор, анализ и представление данных об учащихся и их контекстах, с целью интерпретировать и оптимизировать учебную деятельность, а также среды, в которых эта деятельность осуществляется»11.

Создание инструментария, который позволит преподавателю, а в перспективе и самому студенту понимать и оптимизировать учебно-познавательный процесс — крайне сложная задача. Сегодня доступны лишь элементы будущих систем учебной аналитики. Например, преподаватель может изучить журналы действий в виртуальной образовательной среде, чтобы узнать, сколько времени уходит у отдельного студента на освоение конкретного материала. Студентам, в свою очередь, доступны различные варианты рекомендательных систем, моделирующих подобие зоны ближайшего развития. Например, использование YouTube для регулярного просмотра видео-лекций, «настраивает» сайт на автоматическое составление подборок видеороликов на близкую тематику.

Американские МООК могут способствовать развитию учебной аналитики в изложенном понимании, однако здесь основное внимание уделяется оптимизации организационных и педагогических условий из расчета на среднего слушателя. Закон больших чисел ставится выше индивидуальных различий, а усредненная модель выступает некой золотой серединой, означающей высокие показатели для максимально возможного числа студентов. Предполагается, что аналитика больших данных станет источником педагогических инноваций. Однако примеры с принятием решений о том, должны ли слушатели видеть профессора во время просмотра видео-лекций или достаточно голоса за кадром12, в то время, как подлинная методика организации остается практически неизменной, делают меня скептиком.

Говоря о тех способах использования больших данных, к которым склоняются создатели американских проектов МООК, необходимо иметь в виду следующие два вопроса. Во-первых, кому принадлежат результаты аналитики, и кто будет иметь к ним доступ? Получат ли слушатели доступ к аналитике, построенной на основе произведенных ими данных? Во-вторых, станут ли алгоритмы эффективной аналитики достоянием научно-педагогического сообщества, или получат статус секретного «ноу-хау» монополистов международного образовательного пространства?

5. МООК как экспансия

Американские МООК возникли в результате инициативы профессоров-энтузиастов (Дафны Коллер и Эндрю Ына — проект Coursera, Себастьяна Труна и Питера Норвига — проект Udacity) и развиваются параллельно существующей системе высшего образования. Ведущие вузы страны являются партнерами (Брауновский, Колумбийский, Йельский, Принстонский, Стенфордский и другие университеты — Coursera), либо учредителями (Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет — edX) проектов МООК. Тесная связь с университетами, а также некоторые соображения, которые я изложу ниже, позволяют взглянуть на развития данных проектов с точки зрения международной экспансии американской системы высшего образования.

Миссия проекта Coursera заключается в обеспечении доступа к качественному образованию — тому образованию, которое можно получить в престижных вузах США, — любому человеку в любой стране мира13. Регистрация, не требующая каких-либо документов, отсутствие вступительных испытаний и особых ограничений вроде запретов для женщин, а также бесплатное обучение делают МООК наиболее демократичной формой образования на сегодняшний день. Элементарный доступ к материалам курсов вызывает интерес даже у тех, кому доступно полноценное вузовское образование. Совокупность данных обстоятельств, а также спекуляции на тему будущей конвертации сертификатов слушателей в подобие диплома привлекают студентов как из отстающих, так и из развитых стран, где уже предприняты попытки создания аналогичных проектов.

Стоит обратить внимание на некоторые задачи, которые ставят перед собой проекты МООК:

В контексте последней задачи у российских вузов есть два предполагаемых варианта сотрудничества с американскими проектами. Первый — стать партнером и создать собственные курсы на базе американского проекта. В этом случае обязательным условием может стать подготовка материалов и преподавание на английском языке. Будучи адресованными международной аудитории, эти курсы окажутся недоступными для большинства российских студентов ввиду недостаточной языковой подготовки. Второй вариант — включение американских МООК в учебный план вуза, например, в качестве спецкурсов по выбору. В этом случае удобно организовать перевод учебных материалов и задействовать материально-техническое обеспечение для освоения практической части. Похожий вариант сотрудничества реализует центр новых технологий Digital October (Москва): организуются очные встречи для студентов Coursera, проходят телемосты с профессорами, также осуществляется перевод видео-лекций на русский язык14. Недостаток обоих вариантов в том, что они не предполагают создание самостоятельных проектов, делая зависимыми от американских.

6. Российский МООК на 100 000 слушателей

Разделяя мнение коллег о необходимости создания отечественного проекта МООК, я считаю бесперспективным калькирование американской модели. Проекты Coursera, edX и Udacity не являются эталонами в плане организации дистанционного обучения, а их копирование не гарантирует успех. Отечественному проекту, ориентированному, в первую очередь, на национальную аудиторию, необходима собственная модель, как на уровне организации учебного процесса, так и на уровне общей миссии, адекватной российской действительности.

Оставляя в стороне вопрос о создании крупного проекта, я хочу предложить тему для отдельного дистанционного курса на русском языке, который может набрать 100 000 слушателей (по крайней мере, на начальном этапе обучения). Тема курса: «Подготовка к ЕГЭ по математике». Цель обучения и мотив, объединяющий тысячи российских школьников: сдать экзамен как можно лучше (не ниже требуемого балла). Программа курса должна охватывать задания из частей А и Б. Задания из части С могут быть вынесены в дополнительные материалы. Продолжительность курса: от 12 недель (3 месяца) до полного учебного года. Обучение должно быть бесплатным и исключать выдачу каких-либо сертификатов или дипломов (чтобы не превращать курс в «олимпиаду»).

Выбор школьной тематики — подготовка к ЕГЭ, — один из очевидных способов создать по-настоящему массовый курс в условиях российской действительности. Успех предлагаемого курса может привести к созданию востребованного проекта, способствующего решению актуальных для российского образования проблем (совершенствование нормативно-правовой базы дистанционного обучения, стандартов подготовки электронных образовательных ресурсов, формирование культуры непрерывного образования у будущих студентов и другое), а не формальному следованию западным трендам.

7. Заключение

Перспектива развития американской модели МООК связана с дальнейшим продвижением той формы открытого образования, которую предлагают проекты Coursera, edX и Udacity. Являясь популярными во всем мире и предлагая курсы, в первую очередь, от ведущих американских вузов, данные проекты могут способствовать экспансии системы высшего образования США. Сотрудничество иностранных вузов с американскими проектами ведет к расширению последних с перспективой превращения в международных лидеров, определяющих развитие открытого образования.

В Европе создаются аналогичные проекты (например, FutuLearn15 и OpenupEd16), которые позволят европейским вузам независимо развивать данную сферу, оставаясь в числе ее лидеров. Российские вузы могут присоединиться к этой инициативе и начать создавать МООК для международного образовательного пространства.

На мой взгляд, наиболее перспективным для отечественных вузов является создание независимых проектов, ориентированных на российскую аудиторию. Основным преимуществом перед западными проектами станет преподавание на русском языке. При этом развитие существующих систем дистанционного обучения, в противоположность копированию американской модели, может привести к созданию собственной модели МООК.


Список сносок:

  1. Coursera, https://www.coursera.org.
  2. edX, https://www.edx.org.
  3. Udacity, https://www.udacity.com.
  4. См. Description of Connectivism [Электронный ресурс] // Connectivism. URL: http://www.connectivism.ca/about.html (дата обращения: 22.07.2013).
  5. См. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы [Текст] // Высшее образование в России. — 2013. — № 3. С. 148–155. (статья доступна в Интернет, URL: http://bugaychuk.blogspot.ru/2013/06/blog-post_22.html).
  6. Peer 2 Peer University, https://p2pu.org.
  7. OpenCourseWare Consortium, http://www.ocwconsortium.org.
  8. См. Open Badges for Lifelong Learning [Электронный ресурс] // MozillaWiki. 27.08.2012. URL: https://wiki.mozilla.org/images/5/59/OpenBadges-Working-Paper_012312.pdf (дата обращения: 22.07.2013).
  9. См. Дафна Коллер: Чему нас учит онлайн-образование [Электронный ресурс] // TED. 2012. URL: http://www.ted.com/talks/lang/ru/daphne_koller_what_we_re_learning_from_online_education.html (дата обращения: 22.07.2013).
  10. См. Long P.D., Siemens G. Penetrating the Fog: Analytics in Learning and Education [Электронный ресурс] // EDUCAUSE Review Online. September 12, 2011. URL: http://www.educause.edu/ero/article/penetrating-fog-analytics-learning-and-education (дата обращения: 22.07.2013).
  11. Learning Analytics & Knowledge: February 27-March 1, 2011 in Banff, Alberta [Электронный ресурс]. URL: https://tekri.athabascau.ca/analytics/ (дата обращения: 22.07.2013).
  12. См. The Power of Data in MOOCs [Электронный ресурс]: интервью с Дафной Коллер // Educause, on YouTube. 03.06.2013. URL: http://www.youtube.com/watch?v=hTToWqEh7uU (дата обращения: 22.07.2013).
  13. About Coursera, https://www.coursera.org/about.
  14. См. Coursera.org заговорила по-русски с Digital October [Электронный ресурс] // Цифровой Октябрь. 10 АПРЕЛЯ 2013. URL: http://digitaloctober.ru/news/coursera_org_zagovorila_po_russki_s_digital_october (дата обращения: 22.07.2013).
  15. FutureLearn, http://futurelearn.com.
  16. OpenupEd, http://www.openuped.eu.